Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

баталов алексей владимирович

Энциклопедический словарь

БАТАЛОВ Алексей Владимирович - БАТА́ЛОВ Алексей Владимирович (р. 20 ноября 1928, Владимир), российский актер театра и кино, режиссер, педагог, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989). Государственная премия СССР (1981). Сын театральных актеров - Н. А. Ольшевской и В. П. Баталова.

Вырос в театральной семье. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н. П. Баталов (см. БАТАЛОВ Николай Петрович) и его жена О. Н. Андровская (см. АНДРОВСКАЯ Ольга Николаевна), а также В. Я. Станицын (см. СТАНИЦЫН Виктор Яковлевич). В 1940-1960-е годы в московской квартире на Большой Ордынке, где он жил с матерью и отчимом писателем В. Е. Ардовым, подолгу гостила Анна Ахматова (см. АХМАТОВА Анна Андреевна), часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности Алексея Баталова.

В 1950 окончил Школу-студию МХАТ (курс В. Я. Станицына) и до 1953 был актером Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся еще школьником, в фильме Лео Арнштама (см. АРНШТАМ Лео Оскарович) «Зоя» (1944). Десять лет спустя И. Е. Хейфиц (см. ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович) пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой - рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии. У Хейфица Баталов снялся еще в четырех картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой» (1960), «День счастья» (1964). Все герои Баталова - чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В «Деле Румянцева» актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 Марк Донской (см. ДОНСКОЙ Марк Семенович) приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести Максима Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим) «Мать». Эта роль интересна и тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах Всеволод Пудовкин (см. ПУДОВКИН Всеволод Илларионович) , роль Власова исполнял дядя Алексея - талантливый и обаятельный Николай Баталов.

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине «Летят журавли» (1957, режиссер М. К. Калатозов (см. КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович) , Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения - солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность - таков Борис в исполнении Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести Антона Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссер И. Е. Хейфиц (см. ХЕЙФИЦ Иосиф Ефимович)) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

В расцвете славы Баталов получил предложение от М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева - физика-атомщика. Сам режиссер определил «Девять дней» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии - герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречен - был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева - представителя научной элиты 20 века - закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966).

С начала 1960-х годов режиссеры занимают Баталова в кино все реже. В 1960 дебютировал в качестве режиссера фильмом «Шинель» по повести Н. В. Гоголя, в 1972 снял «Игрока» по Ф. М. Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, по Ю. К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов - «Казаках» по Л. Н. Толстому, «Поединке» по А. И. Куприну, «Белых ночах» по Ф. М. Достоевскому.

Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссеры А. А. Алов (см. АЛОВ Александр Александрович) и В. Н. Наумов (см. НАУМОВ Владимир Наумович)), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссер В. Я. Мотыль (см. МОТЫЛЬ Владимир Яковлевич)), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссер С. И. Самсонов (см. САМСОНОВ Самсон Иосифович)). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме «Москва слезам не верит» (1980, режиссер В. В. Меньшов (см. МЕНЬШОВ Владимир Валентинович), Государственная премия, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 Баталов снялся в сериале «Чехов и К». С 1975 он преподает во ВГИКе актерское мастерство; с 1980 - профессор и заведующий кафедрой. Автор мемуаров.

Большой энциклопедический словарь

БАТАЛОВ Алексей Владимирович (р. 1928) - российский киноактер и режиссер, народный артист СССР (1976), Герой Социалистического Труда (1989). Играл в основном своих современников - чистых, душевно тонких людей, которым свойственны внутренняя сила, сдержанность. Снимался в фильмах: "Летят журавли", "Мать", "Большая семья", "Дело Румянцева", "Дама с собачкой", "Девять дней одного года", "Бег", "Москва слезам не верит" и др. Профессор ВГИКА (с 1979). Поставил фильмы: "Шинель" (1960), "Три толстяка", "Игрок". Государственная премия СССР (1981).

Энциклопедия Кольера

А. В. Баталов.

Полезные сервисы